Письмо ЦОТ № 07-15/6922 от 2004-04-27 00:00:00

Об организации взаимодействия с таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских государств

В Центральную оперативную таможню из ГУБК ГТК России поступило письмо от 19.04.2004 г. N 08-149/3013 "Об организации взаимодействия с таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских государств".
В указанном письме во исполнение п.п. "в" распоряжения ГТК России от 21.05.2002 N 341-р "Об обмене информацией по запросам таможенных служб государств-участников СНГ" а также в целях активизации работы, повышения эффективности совместной работы Главным управлением проведен анализ состояния международного сотрудничества в области информационного обмена с таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских государств за 2003 год.
В настоящее время организация международного таможенного сотрудничества в правоохранительной сфере, а именно - обмен запросами и оперативной информацией с зарубежными странами и государствами-участниками СНГ, осуществляется на основании действующих международных договоров и соглашений "О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах", перечень которых приведен в Приложении к п. 2.2 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 17.04 2003 N 420, а также следующими нормативными актами:
- С государствами-участниками СНГ
- Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 года "О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах",
- "Единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб государств-участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок", утвержденный Советом руководителей таможенных служб государств-участников Содружества независимых государств N 5/34 от 28 марта 2002 года и введенный в действие распоряжением ГТК России от 21.05.2002 N 341-р (далее - Единый порядок);
"Порядок обмена информацией по запросам таможенной службы Республики Беларусь в таможенную службу Российской Федерации в связи с осуществлением дополнительных проверочных мероприятий в отношении законности перемещения товаров, следующих в адрес российских получателей, по фактам приостановки их перемещения", утвержденный приказом Таможенного комитета Союзного государства от 08.09.2003 N 8 (далее - Порядок).
Со странами дальнего зарубежья и Прибалтийскими государствами:
- "Инструкция о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, а также ответов на запросы таможенных служб иностранных государств)", утвержденная приказом ГТК России от 17.04.2003 N 420 (далее - Инструкция).
В соответствии с п.п. 3.1 Единого порядка срок исполнения запросов таможенных служб государств-участников СНГ не должен превышать 2-х месяцев, а с пометкой "срочно" - не более 3-х недель, однако запросы должны исполняться в максимально короткие сроки, как правило не превышающие 30 суток. В исключительных случаях в сроки установленные в запросе инициатором.
П.п. 4.1 Порядка определено, что запросы белорусских таможенных органов, направленные представительством таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь (далее -Представительство) в российские таможенные органы исполняются в срок не более 10 суток, в случае необходимости уточнения у белорусских таможенных органов какой-либо информации сроки исполнения могут быть продлены по мотивированному заключению, но не более чем на 10 суток с обязательным уведомлением об этом Представительства.
Основные моменты организации информационного обмена в соответствии с положениями Порядка доведены письмом ГУБК ГТК России от 02.10.2003 N 08-149/5993 "Об организации взаимодействия российских и белорусских таможенных органов".
Положениями п.п. 5.1 Инструкции установлено, что срок исполнения международного запроса не должен превышать одного месяца (30 суток).
В случае возникновения необходимости, срок исполнения международного запроса таможенным органом по мотивированному заключению с обязательным уведомлением службы "М" Главного управления может быть продлен на 15 суток.
Продление сроков исполнения запроса на срок до 30 суток производится в исключительных случаях по письменному заключению службы "М" Главного управления.
Следует отметить, что должностные лица, у которых на исполнении находится международный запрос, несут персональную ответственность за своевременное и полное его исполнение, контроль осуществляется первым заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, а также оперативными таможнями.
Установлен порядок контроля за исполнением международных запросов таможенных служб государств-участников СНГ, стран дальнего зарубежья и Прибалтийских государств (ГУБК ГТК России - оперативная таможня - таможня).
В случае нарушения сроков или ненадлежащего исполнения информируется контролирующий таможенный орган, который обязан принять соответствующие меры. Обращаю внимание на необходимость строгого соблюдения сроков исполнения запросов и полноту представляемых сведений.
В 2003 году состояние информационного обмена с таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских государств - сроки исполнения запросов, полнота представляемых сведений и т.п. - в целом отвечало требованиям действующих международных договоров и соглашений и нормативных актов.
Однако в ряде случаев следует отметить формальный подход к подготовке ответов, а также слабый уровень подготовки запросов таможенных органов Российской Федерации в таможенные службы государств-участников СНГ и Прибалтийских государств и нарушение установленного порядка информационного обмена.
Положениями раздела 2 Единого порядка предусмотрено направление запросов запрашивающих таможенных служб в запрашиваемые таможенные службы Сторон (Центральные аппараты), а таможен (включая оперативные таможни) - непосредственно в таможни, а п. 2,3 Инструкции определено, что обмен международными запросами со странами дальнего зарубежья, в том числе Прибалтийскими государствами, осуществляется исключительно через службу "М" Главного управления.
П.п 2.9 Единого порядка и п. 6 Инструкции предусмотрен перечень информации, которая должна быть указана в запросе таможенных органов, а именно - причина направления запроса, номера дел о нарушении таможенных правил, краткое изложение существа дела, размер причиненного или предполагаемого материального ущерба, перечень конкретных действий, выполнение которых запрашивается и т.д.
К направляемым запросам в обязательном порядке должны быть приложены имеющие к нему отношение заверенные копии документов - ГТД, счетов (инвойсов), контрактов, транспортных документов и т.п.
В связи с изложенным, прошу в возможно короткие сроки:
- ознакомить личный состав вверенных подразделений с порядком исполнения международных запросов (сроками их исполнения), а также порядком подготовки запросов российских таможенных органов;
- организовать изучение вышеуказанных нормативных документов сотрудниками таможен;
- взять под личный контроль организацию исполнения запросов таможенных органов государств-участников СНГ, стран дальнего зарубежья и Прибалтийских государств, своевременность и полноту представляемых сведений и соблюдение норм действующих международных соглашений и нормативных актов ГТК России соответствующими таможенными органами Российской Федерации;
- в случае нарушения сроков исполнения международных запросов или ненадлежащего их исполнения сотрудниками таможен, незамедлительно принять меры по исполнению международного запроса с обязательным уведомлением Центральной оперативной таможни, а также, с целью выявления и устранения причин и условий, способствовавших нарушению, проводить служебные проверки, по итогам которых привлекать виновных к дисциплинарной ответственности и об итогах информировать Центральную оперативную таможню как контролирующий орган.

Заместитель начальника
Центральной оперативной таможни,
полковник таможенной службы
А.В.Фадеев