Об организации взаимодействия с таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских государств
В Центральную оперативную таможню из ГУБК ГТК России поступило письмо
от 19.04.2004 г. N 08-149/3013 "Об организации взаимодействия с
таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских
государств".
В указанном письме во исполнение п.п. "в" распоряжения ГТК России от
21.05.2002 N 341-р "Об обмене информацией по запросам таможенных служб
государств-участников СНГ" а также в целях активизации работы, повышения
эффективности совместной работы Главным управлением проведен анализ
состояния международного сотрудничества в области информационного обмена
с таможенными службами государств-участников СНГ и Прибалтийских
государств за 2003 год.
В настоящее время организация международного таможенного
сотрудничества в правоохранительной сфере, а именно - обмен запросами и
оперативной информацией с зарубежными странами и
государствами-участниками СНГ, осуществляется на основании действующих
международных договоров и соглашений "О сотрудничестве и взаимопомощи в
таможенных делах", перечень которых приведен в Приложении к п. 2.2
Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 17.04 2003 N 420, а также
следующими нормативными актами:
- С государствами-участниками СНГ
- Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 года "О сотрудничестве и
взаимопомощи в таможенных делах",
- "Единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб
государств-участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении
таможенных правил и проведением проверок", утвержденный Советом
руководителей таможенных служб государств-участников Содружества
независимых государств N 5/34 от 28 марта 2002 года и введенный в
действие распоряжением ГТК России от 21.05.2002 N 341-р (далее - Единый
порядок);
"Порядок обмена информацией по запросам таможенной службы Республики
Беларусь в таможенную службу Российской Федерации в связи с
осуществлением дополнительных проверочных мероприятий в отношении
законности перемещения товаров, следующих в адрес российских получателей,
по фактам приостановки их перемещения", утвержденный приказом Таможенного
комитета Союзного государства от 08.09.2003 N 8 (далее - Порядок).
Со странами дальнего зарубежья и Прибалтийскими государствами:
- "Инструкция о порядке подготовки международных запросов по делам об
административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных
проверок, а также ответов на запросы таможенных служб иностранных
государств)", утвержденная приказом ГТК России от 17.04.2003 N 420 (далее
- Инструкция).
В соответствии с п.п. 3.1 Единого порядка срок исполнения запросов
таможенных служб государств-участников СНГ не должен превышать 2-х
месяцев, а с пометкой "срочно" - не более 3-х недель, однако запросы
должны исполняться в максимально короткие сроки, как правило не
превышающие 30 суток. В исключительных случаях в сроки установленные в
запросе инициатором.
П.п. 4.1 Порядка определено, что запросы белорусских таможенных
органов, направленные представительством таможенной службы Российской
Федерации при таможенной службе Республики Беларусь (далее
-Представительство) в российские таможенные органы исполняются в срок не
более 10 суток, в случае необходимости уточнения у белорусских таможенных
органов какой-либо информации сроки исполнения могут быть продлены по
мотивированному заключению, но не более чем на 10 суток с обязательным
уведомлением об этом Представительства.
Основные моменты организации информационного обмена в соответствии с
положениями Порядка доведены письмом ГУБК ГТК России от 02.10.2003 N
08-149/5993 "Об организации взаимодействия российских и белорусских
таможенных органов".
Положениями п.п. 5.1 Инструкции установлено, что срок исполнения
международного запроса не должен превышать одного месяца (30 суток).
В случае возникновения необходимости, срок исполнения международного
запроса таможенным органом по мотивированному заключению с обязательным
уведомлением службы "М" Главного управления может быть продлен на 15
суток.
Продление сроков исполнения запроса на срок до 30 суток производится
в исключительных случаях по письменному заключению службы "М" Главного
управления.
Следует отметить, что должностные лица, у которых на исполнении
находится международный запрос, несут персональную ответственность за
своевременное и полное его исполнение, контроль осуществляется первым
заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе,
а также оперативными таможнями.
Установлен порядок контроля за исполнением международных запросов
таможенных служб государств-участников СНГ, стран дальнего зарубежья и
Прибалтийских государств (ГУБК ГТК России - оперативная таможня -
таможня).
В случае нарушения сроков или ненадлежащего исполнения информируется
контролирующий таможенный орган, который обязан принять соответствующие
меры. Обращаю внимание на необходимость строгого соблюдения сроков
исполнения запросов и полноту представляемых сведений.
В 2003 году состояние информационного обмена с таможенными службами
государств-участников СНГ и Прибалтийских государств - сроки исполнения
запросов, полнота представляемых сведений и т.п. - в целом отвечало
требованиям действующих международных договоров и соглашений и
нормативных актов.
Однако в ряде случаев следует отметить формальный подход к подготовке
ответов, а также слабый уровень подготовки запросов таможенных органов
Российской Федерации в таможенные службы государств-участников СНГ и
Прибалтийских государств и нарушение установленного порядка
информационного обмена.
Положениями раздела 2 Единого порядка предусмотрено направление
запросов запрашивающих таможенных служб в запрашиваемые таможенные службы
Сторон (Центральные аппараты), а таможен (включая оперативные таможни) -
непосредственно в таможни, а п. 2,3 Инструкции определено, что обмен
международными запросами со странами дальнего зарубежья, в том числе
Прибалтийскими государствами, осуществляется исключительно через службу
"М" Главного управления.
П.п 2.9 Единого порядка и п. 6 Инструкции предусмотрен перечень
информации, которая должна быть указана в запросе таможенных органов, а
именно - причина направления запроса, номера дел о нарушении таможенных
правил, краткое изложение существа дела, размер причиненного или
предполагаемого материального ущерба, перечень конкретных действий,
выполнение которых запрашивается и т.д.
К направляемым запросам в обязательном порядке должны быть приложены
имеющие к нему отношение заверенные копии документов - ГТД, счетов
(инвойсов), контрактов, транспортных документов и т.п.
В связи с изложенным, прошу в возможно короткие сроки:
- ознакомить личный состав вверенных подразделений с порядком
исполнения международных запросов (сроками их исполнения), а также
порядком подготовки запросов российских таможенных органов;
- организовать изучение вышеуказанных нормативных документов
сотрудниками таможен;
- взять под личный контроль организацию исполнения запросов
таможенных органов государств-участников СНГ, стран дальнего зарубежья и
Прибалтийских государств, своевременность и полноту представляемых
сведений и соблюдение норм действующих международных соглашений и
нормативных актов ГТК России соответствующими таможенными органами
Российской Федерации;
- в случае нарушения сроков исполнения международных запросов или
ненадлежащего их исполнения сотрудниками таможен, незамедлительно принять
меры по исполнению международного запроса с обязательным уведомлением
Центральной оперативной таможни, а также, с целью выявления и устранения
причин и условий, способствовавших нарушению, проводить служебные
проверки, по итогам которых привлекать виновных к дисциплинарной
ответственности и об итогах информировать Центральную оперативную таможню
как контролирующий орган.
Заместитель начальника
Центральной оперативной таможни,
полковник таможенной службы
А.В.Фадеев