03.02.05

Дополнительные платежи за право вывоза культурных ценностей.

При вывозе культурных ценностей, созданных 50 и менее лет назад, платится 5% их стоимости, за те, что старше 50 лет, -10%.Право временного вывоза обойдется в 0,01% страховой стоимости. Госпошлина при вывозе предметов коллекционирования по палеонтологии 10% стоимости, по минералогии -5%

История, связанная с взиманием дополнительных платежей за право вывоза культурных ценностей, длится уже давно. Еще Законом РФ от 15.04.1993 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в ст. 47-52 был установлен порядок взимания специального сбора за право вывоза (в т.ч. и временного) культурных ценностей, однако ставку сбора правительство так и не установило. В связи с этим появилось письмо ГТК России от 02.11.1993 01-13/10907, по нему для единообразного решения вопросов пропуска культурных ценностей за границу их вывоз допускался только с оплатой экспортной таможенной пошлины в размере 100% от оценки, указанной в свидетельстве на право вывоза.

Письмо явно противоречило положениям ст. 52 Закона, освобождавшим вывозимые культурные ценности от пошлины. Однако таможенные органы долгое время были вынуждены его выполнять. При этом физические лица, вывозившие культурные ценности, уплачивали таможне вторую стоимость вывозимой реликвии. Естественно, что таможня преследовала исключительно благие цели - старалась не допустить необоснованных сокращений доходной части федерального бюджета, и делала это якобы по согласованию с руководством Министерства культуры РФ. Иной позиции придерживалось, в частности, Территориальное управление Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей по Санкт-Петербургу.

Противостояние достигло апогея в конце 1990 годов, когда эксперты Мин-культуры России перестали проставлять в свидетельствах на право вывоза культурных ценностей сумму оценки. Из-за этого таможенные органы не могли определить основу начисления для взимания экспортной таможенной пошлины. Прокуратура вынесла ряд представлений об устранении нарушений законодательства, регулирующего вывоз культурных ценностей за границу.

Появившиеся в то время разъяснения ГТК России пытались внести ясность в сложившуюся ситуацию, утверждая, что взиматься платеж все-таки должен, однако называть его следует по-другому, как указано в Законе - "специальный сбор за право вывоза культурных ценностей". В случае, если в свидетельстве на право вывоза в графе "Общая стоимость или страховая оценка" указывается "Без оценки", специальный сбор не взимается.

Окончательно ситуация прояснилась только с появлением письма ГТК России от 26.10.1999 07-10/27566, признающего, что "таможенные органы не имеют каких-либо правовых оснований для того, чтобы заниматься взиманием подобного сбора". Однако официальная отмена письма ГТК России от 02.11.1993 01-13/10907 была произведена только через год: 30 октября 2000 года приказом ГТК России 975 письмо было признано утратившим силу.

Такова история вопроса. До недавнего времени специальный сбор за право вывоза культурных ценностей не взимался, но с 1 января 2005 года ситуация изменилась. В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.11.2004 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ..." в Налоговом кодексе РФ появилась новая глава "Государственная пошлина", и ставка госпошлины устанавливается, в частности, за право вывоза культурных ценностей (в том числе и временно). По положениям ст. 33.33 теперь госпошлину придется уплачивать в следующих размерах:

1. За право вывоза культурных ценностей, созданных:

- более 50 лет назад - 10% их стоимости;
- 50 и менее лет назад- 5%;
2. За право временного вывоза культурных ценностей - 0,01% их страховой стоимости.

Государственная пошлина за вывоз предметов коллекционирования по палеонтологии составляет 10% стоимости вывозимых ценностей, по минералогии - 5%.

За основу начисления будет приниматься рыночная стоимость культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего о вывозе. Однако, если орган госвласти, выдающий свидетельство на право вывоза культурных ценностей, определит их иную стоимостную оценку, то для исчисления госпошлины за право вывоза (временного вывоза) примут более высокую цену.

Законодателем предусмотрены случаи освобождения от уплаты госпошлины. Их всего два:

- временный вывоз государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками и иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

- вывоз (временный вывоз) культурных ценностей их авторами.

Помимо освобождения закон предусматривает уменьшение цены вывозимых физическим лицом культурных ценностей, определяемой в целях определения размера госпошлины за право вывоза (временного вывоза), на цену культурных ценностей, переданных в дар России и в отношении которых принято решение о внесении их в государственные охранные списки или реестры культурных ценностей. Так, при передаче в дар имущества, равного по стоимости вывозимому, госпошлину не уплачивают.

Несмотря на некоторые нововведения, остается нерешенным вопрос, волнующий многих граждан, выезжающих за рубеж на постоянное место жительство. Как быть с культурными ценностями, из поколения в поколение принадлежащими семье и передаваемыми по наследству, и к которым государство не имеет никакого отношения? В общем порядке? Пока однозначного ответа на эти вопросы нет. Поживем -увидим.

Необходимо отметить, что уплачиваться госпошлина будет перед получением свидетельства на право вывоза, и, соответственно, таможенные органы не будут иметь к ней отношения. Исключительной задачей таможни при оформлении культурных ценностей останется проверка наличия свидетельства на право их вывоза.

Светлана ФЕДОРОВА,
главный государственный таможенный
инспектор правового отдела
Санкт-Петербургской таможни

"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Таможня" 1-2 от 25.01.05