10.02.09

Екатеринбургская таможня консультирует:

Как сообщает Пресс-служба ФТС РФ, действующий с 01.01.2004 новый Таможенный кодекс РФ (ТК) создал условия для реального упрощения и сокращения таможенных процедур. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными право-выми актами Российской Федерации (ст. 14 ТК). В то же время, запреты и ограничения, установлен-ные законодательством РФ, не носящие экономического характера (установленные исходя из национальных интересов, международных соглашений РФ), согласно Таможенному кодексу должны исполняться вне зависимости от заявленного таможенного режима (ст. 158 ТК). Внешнеторговая деятельность с товарами (материалами, оборудованием, технологиями) двойного назначения не входит в сферу действия Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Это означает, что установленные указанным Законом методы таможенно - тарифного (путём введения и изменения ставок им-портных и экспортных таможенных пошлин) и нетарифного (путём введения временных количественных ограничений либо специальных видов пошлин) регулирования внешней торговли товарами не применяются в отношении товаров двойного назначения. В целях исполнения международных соглашений о нераспространении оружия массового поражения, соответствующих международных режимов контроля в РФ создана и функционирует система экспортного контроля, неотъемлемым элементом которой являются таможенные органы РФ. Согласно ст. 7 Федерального закона от 18.07.99 №183-ФЗ таможенные органы осуществляют в рамках системы экспортного контроля: - таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий; - валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами двойно-го назначения, прежде всего за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки в уполномоченные банки РФ; - применение мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушивших установлен-ный порядок осуществления внешнеэкономических операций с товарами двойного назначения (воз-буждение, производство и рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, передача в уполномоченные правоохранительные органы РФ информации об административных правонарушениях по ст. 14.20 КоАП РФ и, после проведения дознания, контра-банде по ч. 2 ст. 188 УК РФ). Согласно ст. 13 Таможенного кодекса, законодательства РФ в области экспортного контроля, вывоз товаров двойного назначения возможен при наличии одного из следующих разрешительных документов: - лицензии, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ); - разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю – Ко-миссии по экспортному контролю (КЭК) при правительстве РФ – при временном вывозе товаров и технологий двойного назначения без передачи иностранному лицу; - заключение ФСТЭК РФ о возможности безлицензионного вывоза товаров двойного назначе-ния в установленных законодательством РФ об экспортном контроле случаях.

Порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением радиоактивных и делящихся материалов через таможенную границу, установлен исходя из положений международных соглашений и режимов контроля нераспространения ОМП постановлениями Прави-тельства РФ. Установленный порядок обязателен для исполнения всеми находящимися под юрис-дикцией РФ юридическими и физическими лицами, осуществляющими внешнеэкономическую дея-тельность с контролируемыми товарами и технологиями. Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций распространяется на все случаи ввоза в РФ и вывоза из РФ (кроме перемещения в режиме транзита) ядерных товаров и технологий исходного Списка и на все случаи вывоза из РФ (включая пересылку в международных почтовых отправлениях и пересылку по электронным каналам связи) товаров двойного назначения, применяемых в ядерных целях. Разрешительный порядок предусматривает обязательное таможенное оформление и таможенный контроль ядер-ных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, товаров двойного назначения и технологий в форме технических данных (при вывозе), кроме вывоза технологий двойного назначения в форме технических данных путём передачи по электронным каналам связи. Необходимым условием проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров и технологий исходного Списка является наличие у российского участника внешнеэкономической деятельности лицензии, выданной ФСТЭК РФ, а товаров и технологий двойного назначения, применяемых в ядерных целях, - наличие лицензии или подтверждения возможности безлицензионного вывоза, выданных ФСТЭК РФ, или разрешения Комиссии по экспортному контролю на времен-ный вывоз.

Необходимо отметить, что согласно ст. 286 Таможенного кодекса РФ подлежат декларированию таможенным органам в письменной форме товары двойного назначения (например, технологии в форме технических данных), перемещаемые физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже. Декларирование производится при следовании лиц через Государственную границу Российской Федерации. Таможенное оформление и выпуск таких товаров возможен только при наличии разрешительного документа (лицензии, разрешения, подтверждения возможности безлицензионного вывоза). При перемещении товаров двойного назначения в международных почтовых отправления (т.е. письмах, бандеролях, посылках, принимаемых для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации либо поступающих на таможенную территорию Российской Федерации) необходимо учитывать, что указанные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа. Кроме того, согласно ст. 292 ТК в отношении това-ров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или к вывозу с этой территории в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, получатели или отправители указанных товаров либо лица, действующие от их имени, обязаны представить при таможенном оформлении необходимые разрешения, лицензии, и другие документы, подтверждающие соблюдение указанных ограничений. Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в при-оритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня. С учётом положений ст.293 ТК, в отношении товаров двойного назначения, предназначенных к пересылке в международ-ном почтовом отправлении, должна быть подана отдельная таможенная декларация в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся получатели или отправители. Организации почто-вой связи по требованию таможенных органов предъявляют международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. Федеральным законом от 18.07.99 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» идентификация товара на соответствие спискам товаров двойного назначения возложена на российского участника внешнеэкономической деятельности. В то же время, идентификация вывозимого/ввозимого товара на соответствие заявленным сведениям является необходимым элементом таможенного контроля. По результатам идентификации таможня завершает таможенное оформление и производит выпуск товара либо направляет декларанту требование о представлении лицензии, разрешения ФСТЭК РФ, за-ключения уполномоченной экспертной организации (п. 5 ст. 153 ТК). Декларант обязан представить запрошенные документы в пределах сроков, предусмотренных для временного хранения товаров. При наличии признаков административного нарушения либо уголовного преступления решение о возбуждении соответствующих дел принимается независимо от требования о представлении документов. Таковы, в общих чертах, особенности таможенного оформления товаров двойного назначения, а также делящихся и радиоактивных материалов.

VCH.RU; 10.02.09