22.10.08

От передовых технологий к железнодорожному «долгострою»

Проблемы таможенного регулирования обращения фармацевтических товаров и лекарственных средств, а также совершенствование порядка пересечения государственной границы РФ грузов и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом, стали главными темами обсуждения на очередном заседании Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России.

Помимо этого участники заседания ознакомились с практикой работы ФТС России по досудебному регулированию споров с участниками ВЭД и осуществлению ведомственного контроля.

Накануне заседания ОКС свое исследование развития коммерческого фармрынка за пять месяцев 2008 года, без учета госпитальных закупок и государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения, опубликовала DSM Group. Согласно этим данным, рост составил 22 процента и, таким образом, объем аптечного рынка с января по май достиг 3,8 миллиарда долларов. В то же время, по данным «Фармэксперта», рынок вырос на 25 процентов и составил 4 миллиарда долларов. По сравнению с прошлым годом, когда аптечные продажи увеличились на 10-13 процентов, становится очевидно, что темпы роста рынка ускорились.

С учетом того, что практически весь объем потребляемых населением лекарственных препаратов в страну импортируется, возрастает и роль таможенных органов. Проблем на фармрынке много, а с учетом того, что, по словам заместителя руководителя ФТС России Татьяны Голендеевой, «тема эта больная, социально значимая и требующая совместных усилий многих ведомств», Федеральная таможенная служба придает ей особое значение. Крупнейший в стране дистрибьютор фармацевтической продукции ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» уже давно выдвигает различные инициативы по совершенствованию таможенного законодательства применительно к специфике импортируемого фармацевтического товара и находит отклик в таможенных органах. В результате в ходе многолетнего сотрудничества созданы уникальные эффективные технологии. По словам генерального директора компании Алексея Молчанова, в настоящее время «на новом и уникальном для российского фармрынка таможенно-складском комплексе «Транссервис» объединены и функционируют таможенный склад, склад временного хранения, центральный распределительный склад, автоматизированный розничный комплекс и таможенный пост Мамонтовский Щелковской таможни».

Компания разработала и направила в Щелковскую таможню предложения по возможности использования действующего таможенно-складского терминала как СВХ с автоматизированной ячеечной системой хранения. Поскольку по сути, считает Алексей Молчанов, их инициативы – это «пилотный» вариант организации подобного СВХ, то компания обратилась к руководству ФТС России с просьбой о сопровождении этого проекта Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) как на этапе предварительной проработки, так и на завершающем этапе включения в Реестр СВХ. По словам начальника ГУОТОиТК Андрея Болдырева, управление готово оказать методическую помощь. В конечном итоге отработка данной технологии поможет и другим участникам ВЭД при ее использовании. Кроме того, ГУОТОиТК рассмотрит вопрос об ограничении мест декларирования фармацевтических товаров и лекарственных средств в соответствии со ст. 125 Таможенного кодекса РФ. Для определения критериев по ограничению мест декларирования ФТС России направило в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития запрос о представлении мнения по данному вопросу. Однако ответа пока не получено.

Большую озабоченность таможенных органов вызывает действующая система контроля в сфере оборота фармацевтических субстанций, которая позволяет импортировать фальсифи- цированные субстанции и, как следствие, изготавливать из них фальсифицированные лекарственные средства. По словам начальника службы «А» Главного управления по борьбе с контрабандой Дмитрия Душина, практически все отечественные производители лекарственных препаратов используют китайские субстанции, импортируемые как легальными, так и нелегальными путями. Учитывая, что в настоящее время в России действуют достаточно жесткие правила регистрации субстанций, значительная их часть не зарегистрирована и, соответственно, не может быть ввезена официальным путем. Поэтому импортеры, как правило, декларируют на таможне незарегистрированные субстанции под видом химических веществ, например, для пищевой промышленности, поскольку не требуется их регистрация, а затем, произведя добровольную сертификацию или изготовив подложные документы, реализуют их производителям лекарственных средств как зарегистрированные и оригинальные субстанции. При этом производители не обязаны проверять происхождение, законность ввоза в Россию и наличие регистрации субстанций, а проверяют только их качество в рамках входного внутреннего контроля. Учитывая важность проблемы, Дмитрий Душин озвучил для участников ОКС ряд первоочередных мер, которые позволят противодействовать проникновению на российскую территорию фальсифицированных лекарственных средств и их субстанций.

Оживленная дискуссия возникла на заседании ОКС при обсуждении второго вопроса, поскольку заявленная тема касалась не одного конкретного рынка, а множества участников ВЭД, представляющих самые разные сферы бизнеса, но объединенных одними и теми же проблемами, связанными с железнодорожными перевозками своих грузов. Начало последующему обмену мнениями положил доклад вице-президента ОАО «РЖД» Александра Бобрешова. По его словам, РЖД остается крупнейшим перевозчиком внешнеторговых грузов на постсоветском пространстве. Так, в 2007 году через таможенную границу РФ было перемещено более 7,7 миллиона вагонов и контейнеров с экспортными, импортными и транзитными грузами. При этом количественный рост к уровню 2006 года составил более 600 тысяч вагонов и контейнеров, то есть более 10 процентов. «Существующим развитием приграничной инфраструктуры обеспечить ОАО «РЖД» с такими высокими темпами нереально, – заявил Александр Бобрешов, – поэтому именно совершенствование порядка пересечения государственной границы грузами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, приобретает первоочередную важность».

Еще в 2004 году ФТС России и РЖД заключили соглашение об информационном взаимодействии, предполагающее, в том числе электронный обмен данными. Но РЖД не устраивает, по словам Александра Бобрешова, что «представители ФТС настаивают на предоставлении предварительной информации в электронном виде в объеме грузовой таможенной декларации», считая, что «запрашиваемый таможней состав сведений является избыточным». Однако, как заявил Андрей Болдырев, таможенные органы не требуют ГТД, а всего лишь транзитную декларацию. Глава Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин заметил, что удалось очень быстро договориться с ЕС о предоставлении предварительной информации, но, к сожалению, с РЖД взаимодействие идет очень сложно.

Таможенники считают, что есть масса возможностей для работы с железной дорогой по-новому, благо и нормативная база позволяет перейти на современные технологии, но железнодорожники эти возможности не используют. Так, по словам Владимира Ивина, в настоящее время самые необустроенные пункты пропуска – железнодорожные. По мнению представителей бизнеса, не случайно произошел такой большой крен в сторону автомобильных перевозок. Не в последнюю очередь это связано с большими накладными расходами, которые вкупе с высокими тарифами отпугивают потенциальных клиентов. «Создается впечатление, что железной дороге выгодно работать по старым технологиям», – предположил глава Аналитического управления.

Железнодорожники полагают, что делу совершенствования порядка продвижения грузопотока будет способствовать разработка регламентов взаимодействия таможни, перевозчика, экспедитора (грузовладельца) при оформлении груза. По мнению вицепрезидента РЖД, «стандартизация таких регламентов будет способствовать выстраиванию прочных партнерских отношений государственных органов и коммерческих предприятий, направленных на совместное обеспечение безопасности страны». ОАО «РЖД», заявил он, готово к такой работе. Кроме того, Александр Бобрешов предложил рассмотреть вопрос оптимизации осуществления таможенного контроля при перевозке импортных грузов, в частности, досмотровых операций. Он полагает «целесообразным перенести досмотровые операции вагонов и контейнеров с импортными грузами из мест прибытия грузов на таможенную территорию России на станции их назначения, то есть на станции, наиболее оборудованные в техническом отношении, и контейнерные терминалы». При существующем порядке таможенного контроля и осуществлении досмотровых операций, в особенности с контейнерами, в пунктах пропуска, добавил он, контейнерные поезда простаивают длительное время на границе в ожидании досмотра одного или нескольких контейнеров.

Однако выборочный контроль в настоящее время и так составляет всего лишь 2 процента, тогда как в странах ЕС – 5 процентов, поэтому досмотровые операции в пунктах пропуска неизбежны. К тому же железнодорожники забывают, что в пунктах пропуска находятся и другие государственные контролирующие органы, например, ветслужба с тотальным досмотром, если речь идет, например, о продуктах питания. Как заметила заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева, можно и дальше предъявлять друг другу претензии, получая по отдельности различного рода нарекания со стороны руководства страны, а можно начать действовать уже сейчас с решения конкретных вопросов.

Журнал "Таможня" № 14июль 2008