24.03.10

Таможенный союз: разведка боем



Выпуск: 50(3244) от 24 марта 2010 года
Рубрика: Экономика
Автор: Эмилия ХАБИБУЛЛИНА, "ВиД"

С января наша страна вступила в новый союз - Таможенный, введя единые импортные пошлины на товары, курсирующие через границы России, Беларуси и Казахстана. Правда, и у таможенников, и у импортеров-экспортеров пока больше вопросов, чем ответов. Как удалось выяснить "ВиД", более подробную информацию и руководство к действию участники внешнеторговых отношений ожидают получить 1 июля, когда вступит в законную силу новый Таможенный кодекс, общий для трех стран нового союза. Состоявшееся недавно в Нижнем Новгороде заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности в целом стало еще одним тому доказательством. Так, по словам начальника Приволжского таможенного управления Вячеслава Голоскокова, изменения, произошедшие в связи с организацией единого таможенного пространства трех государств, вызывают больше вопросов, чем ответов. "Его очень быстрое создание и стремительное движение по пространству вызывают много вопросов и создают очень много проблем. Потому что такое быстрое создание единого тарифа, новых нормативных документов требуют от нас максимальной мобилизации, связанной с перестройкой всей нашей деятельности", - пояснил он в частности. Да, действительно, формирование Таможенного союза должно соответствовать общепринятым европейским нормам. Новая структура получает единую систему регулирования торговой деятельности, а также общие таможенные тарифы и территорию, вернее, рынок с населением свыше 170 млн. человек. Следующим шагом предполагалось создание единого экономического пространства со свободным движением капитала, товаров, услуг, трудовых ресурсов, а там недалеко и до такого инструмента, как единая валюта, - по крайней мере, ряд федеральных чиновников об этом обмолвился. Однако насколько близка эта перспектива, определить пока не может никто. Известен лишь алгоритм предстоящих мероприятий. Так, новый Таможенный кодекс должен вступить в силу с 1 июля 2010 года и одновременно с этим будут отменены таможенный контроль на российско-белорусской границе и таможенное оформление в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран. Выработка механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств - частников Таможенного союза уже завершена, применение этого механизма в тестовом режиме начнется с 1 апреля 2010 года, введение в действие - с 1 июля 2010 года. Между тем еще осенью эксперты дружно предполагали, что Таможенный союз создан как альтернатива вступлению в ВТО и как едва ли не спасение неконкурентоспособной отечественной промышленности. К тому же в числе плюсов союза все поголовно называли расширение рынков сбыта и снижение таможенных издержек производителей. При этом предсказывали и трудности, с которыми может столкнуться новая структура. Например, говорили о разнице сырьевых экономик трех стран-участниц, когда долгосрочный импульс к развитию получили бы прежде всего экспортоориентированные сырьевые, добывающие и перерабатывающие отрасли экономик РФ и Казахстана. Разные позиции и у лидеров стран по поводу целей и задач союза. Кроме этого, есть риск, что страны-участники замкнутся в своем пространстве и начнут торговать между собой по завышенным ценам, что еще больше подорожают иномарки, что часть предприятий не выдержит конкуренции даже с ближайшими соседями, а также - что может быть увеличена контрабанда из третьих стран. "ВиД" решил обобщить мнения татарстанских экспертов, насколько перечисленные моменты актуальны для экономики нашей республики и с какими, на их взгляд, плюсами и минусами столкнулись или еще столкнутся местные участники внешнеэкономической деятельности. Так, по мнению руководителя Управления Минпромторга РФ по Республике Татарстан Рустама Каримова, в целом единое таможенное пространство - это несомненный плюс. "Между тремя странами снято таможенное регулирование, а в прошлом году оно еще действовало", - разъяснил он. Не увидел он особых проблем и в возможных конфликтах между сторонами альянса: "В документах Таможенного союза написали, что при расхождении подходов к определенной проблеме таможенного регулирования, расхождениях национального законодательства и документов союза главенствующими являются документы союза". Но, тем не менее, признал, что "в целом возникает много вопросов". "Если раньше ряд позиций не лицензировался и под госрегулирование не подпадал, то теперь этот список расширился", - пояснил он. При этом высказал еще одно опасение: "Пойдет поток товаров, который может быть и качественнее, и дешевле, чем наш, по крайней мере. Это ударит по нашим товаропроизводителям", - поделился мнением господин Каримов. Замминистра промышленности и торговли РТ Артур Фатыхов высказался более предметно о перспективах развития внешнеэкономической деятельности Татарстана. По его мнению, организация Таможенного союза ведет к возможному увеличению объема закупок сельскохозяйственной техники и тракторов из Беларуси. А полное снятие ограничений во взаимной торговле позволит обеспечить для татарстанской продукции (прежде всего машинно-технической, в частности - ОАО "КАМАЗ" и ОАО ПО "ЕлАЗ") свободный доступ на рынки стран-партнеров. "Это будет способствовать преодолению спада производства и улучшению финансово-экономического положения татарстанских предприятий и целых отраслей, поддерживающих тесные исторически сложившиеся связи с контрагентами из бывших союзных республик", - заявил замминистра. Как пояснил "ВиД" начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Татарстанской таможни Максим Чагочкин, минусов для татарстанских предприятий в свете новых правил пока никаких не видится: устраивается единое тарифное регулирование, отменяются пошлины между странами Таможенного союза. Говоря о работе своего отдела, он отметил, что изменений произошло немного. "Есть товары, ограниченные к перемещению, - на них нужно получать лицензию, есть запрещенные. Почти все товары из первой группы лицензировались и ранее - лекарства, алкоголь и т.д. Сейчас этот список немного расширился. Например, с 1 января подлежат лицензированию ввозимые пищевые добавки медицинского назначения, оружие, культурные ценности при вывозе, ввозимые радиоэлектронные средства и др. Получается, что если на Украину вывозится оружие - надо лицензию, а в Казахстан - достаточно разрешение органов внутренних дел", - рассказал он. По словам Максима Чагочкина, составленные перечни учитываются законодательством трех стран союза. В то же время он отметил и логично появившиеся сложности контроля, связанные с тем, что страны-партнеры также соблюдают свои экономические интересы. "Например, если товар, произведенный в Казахстане, подпадает под ограничение этой республики, но, будучи ранее вывезенным, находится на территории РФ, с территории России этот товар уже не вывезти. Для вывоза необходима лицензия, выдаваемая в Казахстане, и таможенное оформление может производиться только там же", - иллюстрирует сказанное представитель Татарстанской таможни. Для полного же освобождения контроля продукции, перемещаемой внутри Таможенного союза, по мнению Максима Чагочкина, необходимо унифицировать технические стандарты и СанПиНы стран - участниц союза, создав единые технические регламенты. Но это, как говорится, уже другая тема. Свой взгляд на проблему имеют и предприятия. Так, заместитель начальника управления внешней торговли ОАО "Казаньоргсинтез" Марат Ногманов ответил "ВиД", что пока изменений в таможенном законодательстве его предприятие не почувствовало. "Все только с 1 июля вступает в силу. Механизмов пока нет, нет определенности по внутренним документам, так что сейчас что-то сказать сложно", - прокомментировал он ситуацию для "ВиД". Между тем на данный момент из 18-20 тыс. тонн продукции, идущей ежемесячно на экспорт, до 5 тонн отправляется в Казахстан. В Беларусь в последнее время поставляется еще меньше. Это обусловлено тем, что РБ отменяла тариф на ввоз продукции из третьих стран и приграничному государству стало выгоднее ввозить полимеры из Европы. Тем не менее Марат Ногманов спрогнозировал рост поставок в Беларусь в связи с возвратом в этом году 10-процентной импортной пошлины по аналогии с Россией. Ранее поставки "Казаньоргсинтеза" в Беларусь составляли около 1,5 тыс. тонн в месяц. К слову, сегодняшние таможенные правила "Казаньоргсинтез" устраивают. "Была единственная проблема с экспортной пошлиной на полиэтилен. Сейчас ее отменили, только таможенные сборы остались", - пояснил господин Ногманов плюсы действующего законодательства, но предположил, что большей сложностью для компании может стать время. "Есть концепция о перемещении таможенного оформления грузов на приграничные таможни: с 2020 года - на железнодорожный транспорт, с 2012 года - на автомобильный, а воздушный и морской - уже с 1 марта 2010 года. Вот здесь у предприятий могут возникнуть определенные финансовые затраты. Потому что груз приходит на границы, его надо будет помещать на хранение, заключать договоры, учитывать комиссионные брокеров за оформление и нахождение товара на хранении", - перечислил он потенциальные затраты. Такая проблема, действительно, имеет место. В частности, на вышеназванном Консультационном совете заместитель Полномочного представителя Президента в ПФО Алексей Кубрин озвучил данные опроса крупнейших экспортеров округа. "Потери предприятий, которые будут связаны с переносом таможенного оформления ближе к границе, составляют по различной номенклатуре от 10 до 70%", - сообщил он. Подтвердил это и Вячеслав Голоскоков. "По всей видимости, все поставки нефтепродуктов будут оформляться централизованно, на межрегиональном энергетическом таможенном посту. Следовательно, таможенные органы региона не будут администрировать экспорт нефтепродуктов. И совокупность этих факторов, по нашим расчетам, приведет к уменьшению объема внешнеэкономической деятельности, которую администрируют таможенные органы внутри ПФО на 24-27% к концу 2012 года", - заявил он. Разумеется, такой поворот событий требует оптимизации численности, переездов сотрудников и рискует в целом вылиться даже в социальную проблему. Однако пока об этом говорить не хотят и сами таможенники. Видимо, есть установка бросить все силы на решение первоочередных вопросов, поставленных появлением Таможенного союза.