31.10.08

Таможня и бизнес: партнерские отношения

Статс-секретарь – заместитель руководителя ФТС России Сергей ШОХИН

– Уважаемый Сергей Олегович! Поскольку Вы являетесь основным куратором сотрудничества российской таможни с участниками внешнеэкономической деятельности, хотелось бы услышать Ваше мнение относительно нынешнего состояния взаимодействия и будущих перспектив на этом направлении деятельности. Как Вы оцениваете предварительные итоги года деятельности Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России?

– Как известно, основной целью работы Совета является широкое взаимодействие ФТС России с представителями бизнес-сообщества. Оно направлено на совершенствование таможенной политики и механизмов ее реализации таможенными органами в целях создания оптимальных условий движения внешнеторговых товаропотоков. Это достигается посредством совместного поиска путей упрощения и ускорения таможенных процедур, совершенствования и упрощения форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств. Деятельность Совета направлена на содействие единообразному применению таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации и защите интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей ввозимых товаров.

Одновременно заседания Совета – это возможность для представителей различных отраслей экономики привлечь внимание руководства ФТС России к имеющимся проблемам. Так, в этом году стало традиционным «отклоняться» от основной повестки дня заседаний и рассматривать другие вопросы, поднимаемые представителями деловых кругов в ходе дискуссии. Но таможенное дело – сложный взаимосвязанный механизм, и всестороннее обсуждение позволяет найти максимально эффективные пути решения.

Поскольку формт заседаний позволяет включать в повестку дня максимум три основных вопроса, такой неформальный подход к проведению мероприятий позволяет высказать свое мнение большему числу членов Совета. Кроме того, у представителей деловых кругов есть право инициировать внеочередные заседания Совета, если есть проблемы, требующие экстренных мер. Правда, до сих пор такой возможностью никто не воспользовался. Члены Совета – представители бизнес-сообщества активно взаимодействуют с ФТС России через Секретариат Совета посредством письменных обращений, а также персональных встреч с руководством ФТС России и представителями структурных подразделений, которые организовываются и проводятся Управлением по связям с общественностью.

Есть вопросы, решение которых выходит за рамки компетенции ФТС России, либо требует межведомственного взаимодействия ряда органов государственной власти. В данных случаях, признавая актуальность проблемы, ФТС России призывает представителей деловых кругов активно использовать различные площадки диалога власти и бизнеса.

Двенадцатилетний опыт работы Совета позволяет говорить о высокой эффективности деятельности данного органа, важности для бизнеса принимаемых на его заседаниях решений и значительной заинтересованности в его работе со стороны бизнес-сообщества.

Консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности созданы и функционируют при всех региональных таможенных управлениях, а также в большинстве таможен, что позволяет, учитывая деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона, организовывать работу по взаимодействию с деловыми кругами по всей территории России.

– В чем специфика июньского заседания ОКС? В чем актуальность выносимых на обсуждение вопросов?

– В ходе очередного заседания Совета, запланированного на 27 июня 2008 года, планируется рассмотреть два вопроса представителей деловых кругов. Во-первых, по инициативе Союза профессиональных фармацевтических организаций мы рассмотрим проблемы таможенного регулирования обращения фармацевтических товаров и лекарственных средств. Во-вторых, обсудим вопрос ОАО «Российские железные дороги» о совершенствовании порядка пересечения государственной границы РФ грузов и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом.

Кроме того, с докладом на тему «О практике работы ФТС России по досудебному регулированию споров с участниками ВЭД и осуществлению ведомственного контроля» выступит начальник Правового управления ФТС России Андрей Борисович Струков.

Специфика оборота фармацевтических товаров – социально значимая тема. Особого внимания, в том числе и со стороны таможенных органов, требуют аспекты импорта лекарственных средств. Вы знаете, что сейчас в России действует Федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения в рамках национального проекта «Здоровье». Фармацевтический рынок нуждается в передовых специализированных технологиях таможенного оформления лекарственных средств, так как они требуют особых условий транспортировки и хранения. В ходе совместной работы с таможенными органами были внедрены упрощенные технологии на новом уникальном для российского фармацевтического рынка таможенно-складском комплексе «ТРАНССЕРВИС» – это проект группы компаний «ПРОТЕК». На заседании мы заслушаем результаты этой масштабной работы, а также рассмотрим вопросы, возникающие у добросовестных участников ВЭД, занимающихся развитием дистрибуции фармацевтической продукции и лекарственных препаратов на территории Российской Федерации. Обсудим общую проблему для таможенных органов и добросовестных участников процесса – ввоз контрафактной лекарственной продукции.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с организациями других видов транспорта он призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц, а также государства в железнодорожных перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Актуальность рассмотрения на заседании Совета вопросов совершенствования порядка пересечения государственной границы транспортными средствами и грузами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, вызвана высокими темпами увеличения объемов перевозок в последние годы и невозможностью обеспечить соответствующее развитие инфраструктуры такими же темпами. ОАО «РЖД» заинтересовано в осуществлении совместной работы с ФТС России, и полагаю, что взаимодействие с крупнейшим железнодорожным перевозчиком является для нас необходимым.

Эффективное сотрудничество таможенных органов и бизнеса, направленное на содействие внешнеэкономической деятельности, невозможно без создания условий, при которых спорные ситуации, возникающие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, могли бы быть разрешены на ведомственном уровне. Федеральной таможенной службой уделяется большое внимание рассмотрению жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов в сфере таможенного дела.

Деятельность таможенных органов по рассмотрению жалоб указанной категории представляет собой механизм досудебного разрешения споров между гражданами, организациями и государством и направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц на государственную защиту, поддержание надлежащего уровня законности в работе таможенных органов.

Кроме того, в целях обеспечения на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, вышестоящими таможенными органами осуществляется контроль соблюдения законодательства нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами.

В случае обнаружения по результатам ведомственного контроля фактов принятия не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений в сфере таможенного дела, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе, руководствуясь статьей 412 ТК РФ, отменить такие решения, независимо от того, чьи права и законные интересы, государства или лица, нарушены в связи с его принятием.

Развитие такого контроля свидетельствует о формировании нового подхода к таможенному администрированию, позволяющего таможенным органам обеспечивать соблюдение таможенного законодательства, пресекать факты нарушения прав и законных интересов лиц и государства, сокращать число таких решений, своевременно устранять их вредные последствия, и, что немаловажно, повышать авторитет таможенных органов.

– Бизнес-сообщество регулярно поднимает вопрос о необходимости внедрения упрощенных таможенных процедур. Российское таможенное ведомство также в этом заинтересовано. Как сегодня обстоят дела с внедрением упрощенных таможенных процедур?

– Применение в России специальных упрощенных процедур рассматривается в деловом сообществе и нашими зарубежными коллегами как шаг, приближающий Россию к стандартам Всемирной торговой организации и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Киотской конвенции).

Таможнями регионов регулярно проводятся рабочие встречи с участниками ВЭД по разъяснению преимуществ специальных упрощенных процедур таможенного оформления с целью привлечения к их применению. Специальные упрощенные процедуры позволяют участникам ВЭД снизить издержки, связанные с расходами на таможенное оформление ввозимых товаров, а также сократить время, затрачиваемое на таможенное оформление. Однако многие участники ВЭД не спешат обращаться за установлением специальных упрощенных процедур таможенного оформления, ведь для этого они должны сдедокументации прозрачной и доступной для таможенных органов.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФТС России разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части введения института уполномоченного грузополучателя).

Согласно положениям законопроекта уполномоченный грузополучатель – это российское юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, в отношении которого устанавливаются новые специальные упрощенные процедуры, включающие завершение процедуры внутреннего таможенного транзита и проведение отдельных процедур таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно в месте нахождения этого лица, возможность выпуска товаров без их фактического предъявления таможенному органу.

Уполномоченный грузополучатель сможет получать в месте своего нахождения только те товары, в отношении которых он в соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации несет обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров. В отношении таких участников внешнеэкономической деятельности, которые, в том числе, соответствуют критериям пункта 1 статьи 68 ТК России и соблюдают условия применения специальных упрощенных процедур, упрощаются таможенные формальности, связанные с необходимостью прибытия и доставки товара от таможенной границы в местонахождение таможенного органа для осуществления таможенным органом таможенного оформления. В настоящее время таможенным законодательством установлено, что товары, перевозимые из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, обязательно должны быть доставлены в место нахождения таможенного органа.

Введение в таможенное законодательство такого института позволит сделать существенный шаг на пути его унификации с европейским таможенным законодательством и предоставит российским участникам внешнеэкономической деятельности возможность ускорить процесс таможенного оформления своих грузов, а таможенным органам позволит сосредоточить усилия на таможенном контроле в отношении товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности.

– Какова повестка дня заседаний ОКС до конца текущего года? В чем приоритеты деятельности ОКС с точки зрении ФТС России, с одной стороны, и деловых кругов, с другой?

– Все вопросы представителей деловых кругов, включенные в План работы Совета на 2008 год, также как и в предыдущие и, естественно, последующие годы, являются наиболее актуальными с точки зрения совершенствования таможенного дела с учетом мнения бизнес-сообщества. В этом суть и основная цель Совета. Поэтому членами Совета являются представители крупнейших ассоциаций и объединений участников внешнеэкономических процессов. Устанавливая конструктивный диалог с бизнесом, ФТС России делает основной акцент на работу с ассоциациями, союзами и иными профессиональными объединениями, представляющими интересы и позицию большинства предприятий конкретной отрасли, что позволяет более объективно и предметно обсуждать вопросы, возникающие в процессе таможенного регулирования и администрирования данной сферы деятельности. Могу сказать, что на второе полугодие 2008 года запланировано два заседания. В частности, 26 сентября планируется заслушать отчет о деятельности Консультативных советов по работе с участниками ВЭД одногодвух региональных таможенных управлений. Расширение взаимодействия таможни с бизнесом на местах – очень актуальная тема.

Здесь хочу отметить, что в последнее время эксперты Управления по связям с общественностью (отвечающего за взаимодействие с деловыми кругами)стали практиковать поездки в регионы для оказания методологической помощи подразделениям РТУ, отвечающим за налаживание и развитие скоординированных действий по вектору «бизнес-таможня-бизнес». Кстати сказать, в ходе проводимого в апреле в стенах Российской таможенной академии практического семинара представители РТУ как раз и «нацеливались» на решение этой задачи.

Кроме того, на сентябрьском заседании мы хотим рассмотреть вопрос совершенствования системы контроля таможенной стоимости товаров на современном этапе (в этой части будет затронута тема использования ценовой информации в рамках системы управления рисками в процессе контроля таможенной стоимости), а также проблему совершенствования нормативноправовой базы в области таможенного оформления и таможенного контроля экспресс-грузов. Доклад готовит Ассоциация экспресс-перевозчиков.

На декабрьское заседание выносятся на обсуждение еще два важных вопроса. Один – о работе пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации, включая вопросы создания и функционирования зон таможенного контроля в пункте пропуска с учетом специфических особенностей видов транспорта, перемещающих товары. Второй – о ходе реализации положений IV части Гражданского кодекса Российской Федерации в части, касающейся влияния на импорт электроники положений ст. 1245. С докладом о совершенствовании взаимодействия авиакомпаний и таможенных органов» выступит генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Валерий Михайлович Окулов.

Говоря о приоритетах деятельности нашего Совета, могу в очередной раз повториться: они напрямую увязаны с задачей таможенных органов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области таможенного дела. Философия деятельности ФТС России, стратегия развития российской таможни строится в русле общей внешнеэкономической политики государства, направленной на привлечение капитала, российского и иностранного, в экономику нашей страны. Максимально эффективная реализация этих задач возможна только при условии всестороннего сотрудничества с представителями деловых кругов, и особенно крупных отраслевых ассоциаций, которые, я надеюсь, также определяют для себя как одну из стратегических цель – развивать экономику Российской Федерации в условиях интеграции России в мировое торговое сообщество. Что, естественно, будет способствовать и развитию представляемых ими отраслей бизнеса.

– Каким образом работа ОКС коррелирует с плановым взаимодействием ФТС России с иными деловыми ассоциациями, в т.ч. Консультативным советом по иностранным инвестициям в России, Российско-Германской внешнеторговой палатой, Ассоциацией европейского бизнеса, Американской торговой палатой, ДЖЕТРО и др.? Есть ли синергетический эффект?

– Как известно, Россия участвует в междунаодном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации российского законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Взаимодействие с ассоциациями, представляющими иностранный бизнес на территории Российской Федерации, является важной составляющей в реализации задачи по привлечению иностранных инвестиций в Россию, стоящей перед таможенными органами. На государственном уровне данная задача решается посредством деятельности рабочей группы «Совершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) под председательством руководителя ФТС России. Напомню, КСИИ создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 для обеспечения проведения последовательной и скоординированой государственной политики в области активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

За время своего существования рабочая группа добилась значительных успехов – ее члены принимали активное участие в разработке и принятии нового Таможенного кодекса Российской Федерации, по инициативе группы были подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы таможенного оформления и применения специальных таможенных процедур, проводились различные мероприятия с участием представителей таможенных органов и иностранных деловых кругов в целях разъяснения российского таможенного законодательства.

Представитель КСИИ является членом Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России, что позволяет учитывать интересы также иностранного бизнеса в процессе обсуждения на заседаниях Совета вопросов совершенствования таможенного регулирования и администрирования. Перед Россией стоит задача интеграции в мировую экономику. Одним из приоритетов в реализации данной задачи является развитие отношений с Европейским союзом. Во многом этому будет способствовать присоединение России к таким международным конвенциям, как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Киотская конвенция), Конвенция об общей транзитной процедуре 1987 года и Конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года. Положения Киотской конвенции направлены на установление баланса интересов государства и бизнеса, а также на укрепление экономики стран-участниц Конвенции, на развитие внешней торговли, привлечение инвестиций. Присоединение России к Киотской конвенции потребует приведения таможенного законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами этой Конвенции в течение переходного периода. Работа в этом направлении сейчас активно ведется в ФТС России при содействии представителей иностранных компаний – членов КСИИ.

Немаловажным является и сотрудничество с различными иностранными ассоциациями. На различных конференциях, в которых принимают участие представители таможенных органов, и встречах с руководством ФТС России представители иностранного бизнеса получают полезную информацию об оптимальных способах и условиях ведения бизнеса в России, а у таможенных органов есть возможность изучать мировой опыт внешнеэкономической деятельности и вырабатывать предложения по интеграции его на российской территории в процессе совершенствования государственной политики в данной сфере.

Перед таможенными органами стоит непростая задача – совмещать в ходе своей деятельности реализацию контролирующей и защитной функций и одновременно содействовать ускорению движения внешнеторговых товаропотоков путем упрощения и ускорения таможенных процедур, разрабатывать предложения по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля.

Учет предложений бизнес-сообщества, как российского, так и иностранного, в сочетании с опытом таможенных органов в борьбе с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, использование эффективных методов международной практики таможенного администрирования и регулирования внешнеэкономической деятельности – все это направлено на развитие экономики России в целом, поэтому является одной из основных задач таможенных органов Российской Федерации.

Журнал "Таможня"