16.03.05

Таможня вынудила авиаторов прекратить импорт грузов на Средний Урал

Все планы свердловских властей по превращению Екатеринбурга в транспортный узел на границе Европы и Азии сорваны. Как стало известно УралПолит.Ru , союз авиаперевозчиков, контролирующий 95% грузовых перевозок через Средний Урал, в марте прекратил импорт товаров из-за рубежа в знак протеста против действий екатеринбургской таможни. Потери бюджета от этого демарша составляют свыше миллиарда рублей. О том, как объясняют свою позицию коммерсанты, коррупции в таможне, а самое главное, почему Екатеринбург превратится в провинциальный город, читайте в материале нашего экспертного канала.

С момента своего основания таможня аэропорта Кольцово была примером для коллег. В прошлом году ее сотрудники перевыполнили план сборов, составлявший миллиард рублей, и взяли на себя повышенные обязательства на год текущий. Однако, как стало известно нашему экспертному каналу, с реализацией спущенной из Москвы разнарядки возникли серьезные проблемы.

Рынок упал за 2 месяца

Дело в том, что все крупные уральские авиаперевозчики в начале года существенно снизили объемы поставляемых через аэропорт Кольцово грузов, а с приходом весны и вовсе прекратили импорт товаров. В пресс-службе Кольцово корреспонденту УралПолит.Ru данную информацию подтвердили. Согласно статотчетности предприятия, в январе 2005 года объем грузоперевозок из-за рубежа снизился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 11, 3%. Более свежих статданных в компании нет. Объяснить падение объемов перевозок в Кольцово не смогли.

В распоряжение нашего экспертного канала попали отчеты Уральского таможенного управления за более продолжительный период январь и февраль. В них отмечено ухудшение работы таможни аэропорта Кольцово . В частности, в первые зимние месяцы 2005 года екатеринбургские таможенники направили в федеральный бюджет платежи на 52% меньше, чем за аналогичный период 2004 года. Объем перевезенных через аэропорт товаров сократился в 4,8 раза, а количество наименований уменьшилось вдвое.

Для того чтобы прояснить ситуацию с падением объемов грузовых авиаперевозок из-за рубежа, мы обратились в авиакомпании Уральские авиалинии и Авиакон Цитотранс , которые работают на данном рынке. Их основными клиентами, контролирующими 95% зарубежных авиагрузоперевозок, являются AVS-Group и Север-Юг . В своих запросах мы просили прокомментировать ситуацию на рынке грузовых авиаперевозок и причины трудностей, возникших у компаний. Спустя две недели ни одного ответа так и не поступило.

Екатеринбург дороже Москвы

В связи с этим УралПолит.Ru пришлось прибегнуть к неофициальным источникам информации. Высокопоставленный сотрудник Уральского таможенного управления рассказал, что причина молчания работающих на рынке структур шок, который испытывает их руководство из-за происходящего. Объемы перевозок упали у всех, поэтому последний месяц они занимаются одним ищут возможности для решения проблемы , - утверждает он.

Первоисточником всех трудностей таможенник видит руководство собственного ведомства. Целый ряд фактов заставляет его говорить о том, что нынешняя ситуация создана искусственно. Известно, что до декабря прошлого года таможня Кольцово работала по стандартной схеме, использующейся всеми аэропортами страны. Чтобы долго не растаможивать грузы, использовалась система облегченного досмотра, при которой с каждого килограмма бралась усредненная ставка 4 доллара, а процедура таможенного оформления заметно упрощалась. За прошедшие три месяца эта ставка увеличилась почти в два раза и составляет теперь 7 долларов.

Подтвердить документально ее наличие невозможно, ставка устанавливается устным распоряжением. Но если разделить собранную таможней в последние месяцы сумму на объемы растаможенных грузов, станет очевидно, что в среднем с авиаперевозчиков государство получает по 7 долларов - отмечает таможенник. Он уверяет, что эта система губительна не только для бюджета, в который поступают средства от таможни, но и для всей авиаиндустрии. Из-за принятых решений сложилась ситуация, когда растаможить в Екатеринбурге товар без его детальной классификации стоит дороже, нежели провести его с соблюдением всех таможенных формальностей через Москву. Поэтому уже в начале года многие компании не возят грузы в Екатеринбург, а направляют их в другие города , - отмечает он.

Потерянные миллионы

Эти слова подтверждаются и изменениями в работе крупнейших авиаперевозчиков Среднего Урала. По информации УралПолит.Ru , из-за отсутствия заказов Уральские авиалинии сократили грузовые перевозки из Китая. Если раньше в Поднебесную компания отправляла три грузовых Ил-86 в неделю, то теперь туда летает только один пассажирский Ту-154. Приобретенный же для увеличения грузовых перевозок из Китая Ил-86 (бортовой номер 86120) и вовсе переориентирован и недавно был представлен журналистам как самолет для полетов в Сочи, Москву и Египет.

Сокращения коснулись и других направлений грузоперевозок гораздо меньше уральские компании стали летать в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Убытки компаний от подобных изменений подсчитать очень просто. Три рейса Ил-86 давали Уральским авиалиниям доход на уровне 360 тыс. долларов, тогда как Ту-154 приносит всего 70 тысяч. Потери бюджета еще более значимые. Даже при нынешней общероссийской усредненной ставке в 5 долларов, бюджет получал от каждого Ил-86 (40 тонн груза) почти 200 тыс. долларов. За месяц (12 рейсов) казна могла заработать 2,4 млн. рублей. Вместо этого теперь в нее попадают крохи летающий раз в неделю Ту-154 (2 тонны) дает максимум 10 тыс. долларов.

Средства, которых лишился Екатеринбург, не исчезли, они просто проходят теперь через другие аэропорты , - считает сотрудник УТУ. Он акцентирует внимание на том, что увеличение ставки среднего таможенного сбора было инициативой руководства регионального таможенного управления по УрФО, возглавляемого Геннадием Дроздецким: В декабре средняя ставка поднялась до пяти долларов за килограмм, потом выросла до шести, теперь достигла семи долларов. Причины роста нам не объясняются .

Столичный след

Первые итоги работы по новому прайсу сделали наиболее популярной догадкой версию о желании перераспределить транспортные потоки в Екатеринбург в пользу Москвы. Дело в том, что ежегодный доход от грузовых авиаперевозок, естественно, превышает попадающий в бюджет миллиард рублей, потому что помимо таможни свой доход имеют таможенные брокеры и сами компании-перевозчики.

Столичные авиакомпании, поделившие свой рынок, нацелены на то, чтобы увеличить доход за счет уменьшения прибыли у перевозчиков в других регионах. Сложно говорить о коррупции в таможне и отстаивании отдельными сотрудниками интересов московских компаний, но очевидно, что из-за точечного усиления работы таможенников, выигрывают вполне определенные структуры. Если сейчас в Кольцово для досмотра привлекаются спецотделы таможни, проверяющие каждый килограмм груза, то нет ничего странного в том, что его поставщики в следующий раз не летят в Екатеринбург, а договариваются с москвичами, у которых подобного нет. В итоге Уральские авиалинии лишаются заказов на грузовые авиаперевозки, несут потери, а московские авиакомпании получают клиентов и увеличивают доходы , - считает наш эксперт.

Наши отношения холодная война

Интерес Геннадия Дроздецкого он видит в желании сохранить свой пост в системе Федеральной таможенной службы. Глава УТУ работает в правоохранительных органах с 1982 года, закончил Академию государственной службы, имеет высшее юридическое образование. В таможенных органах служит с 1996 года. По наиболее распространенной версии, руководитель управления недавно был переназначен при условии проведения работы по перераспределению грузовых авиаперевозок. При этом от ее успешности зависит продолжение его работы в органах государственной власти. Не секрет, что крепкого тыла у руководителя УТУ нет его отношения с областными властями теплыми не назовешь.

Высокопоставленный сотрудник администрации губернатора утверждает, что при общении с первыми лицами региона Геннадий Дроздецкий ведет себя нарочито вызывающе. Мне очень часто рассказывают истории о том, как начальник таможенного управления бравирует свой независимостью от областных властей, считает себя выше нас , - рассказывает чиновник, отмечая, что отношения господина Дроздецкого с первыми лицами области правильнее называть холодной войной .

Известна история, когда директора екатеринбургского Дворца молодежи Валерия Брука, человека очень близкого к губернатору Росселю, жестоко избили на территории аэропорта. И хотя на самом высоком уровне было принято решение разобраться в инциденте, со стороны таможни никакой помощи оказано не было. Почему? Сейчас уже даже не стали искать ответа на этот вопрос доверия к руководству таможенников не стало , - говорит чиновник.

Как создать провинциальный городишко

В самом УТУ считают, что Геннадий Дроздецкий может выполнять особые задания и по другой причине. В управлении помнят, как он стал руководителем, заменив Сергея Лапченко. Произошло это совершенно случайно последний не смог появиться в должном виде перед проверяющей московской комиссией и вышел из доверия федерального руководства. До сих пор в управлении ходят слухи о подоплеке кадровой рокировки и истории в ней нового начальника УТУ. Правда, в самом таможенном управлении никаких проблем с уменьшением грузоперевозок не видят. В пресс-службе ведомства корреспонденту УралПолит.Ru заявили, что ответственность за сокращение объемов могут нести сотрудники кольцовской таможни, непосредственно досматривающие грузы, но никак не руководство управления. Управление контролирует челябинский аэропорт Баландино, и там серьезных трудностей не возникает. Какие могут быть к нам вопросы? , - отметила сотрудница пресс-службы.

Впрочем, кто бы ни был виноват в данной ситуации, само положение вещей от этого не изменится, поскольку перераспределение бизнеса в пользу столичных компаний идет не только на уровне грузовых авиаперевозок. Мы все понимаем, что происходит. Желание увести с рынка уральские авиакомпании только один из реализуемых проектов. Одновременно по другим направлениям делается все, чтобы превратить Екатеринбург, входящий в пятерку наиболее развитых городов страны, в провинциальный городишко. Не буду судить о том, делается ли это в рамках построения вертикали власти или просто так совпадают желания московских чиновников и коммерсантов, но очевидно, что подобными акциями нарушается определенный баланс и уральский бизнес лишается одной из основ своей независимости самостоятельного импорта, становится зависим от московских авиакомпаний. Ничего положительного в этом нет , - уверяет таможенник.

УралПолит.Ru будет следить за развитием событий.